Календарик



Новости культуры


Риголетто, Джузеппе Верди

Риголетто - опера Джузеппе Верди в трех действиях. Итальянское либретто было написано Франческо Марией Пьяве (Francesco Maria Piave), и было основано на пьесе Виктора Гюго Глупый король. Премьера оперы состоялась в La Fenice в Венеции 11 марта 1851 года. Эту оперу считают первым из оперных шедевров середины и конца карьеры Джузеппе Верди. Верди был уполномочен написать новую оперу для театра La Fenice, в Венеции в 1850 году, когда он уже был известным композитором с определенной свободой выбора работ. Затем он попросил Пьяве (с кем он уже сделал оперы Эрнан, Макбет, Корсара и Стиффелио) исследовать пьесу Александра Дюма, но он чувствовал, что ему нужен более энергичный мотив.

Верди скоро наткнулся на Глупого короля Виктора Гюго. Он позже объяснил, что "произведение содержит чрезвычайно сильные эмоции... оно также является большим, огромным, и имеет характер, который является одним из самых важных элементов для театра всех стран и всех времен". В начале лета 1850 года начали распространяться некоторые слухи, что австрийская цензура собиралась запретить представление. Они рассматривали работу Гюго как lese majeste, и никогда не смогут разрешить такой скандальной работе быть поставленной в Венеции.

В августе, Верди и Пьяве разумно удалились в Буссето, родной город Верди, чтобы продолжить составлять и подготавливать защитную схему. Они написали театру, уверяя, что сомнения цензора относительно этики работы не были оправданы. Композиторы тайно назвали работу Проклятием, и это неофициальное название использовалось австрийским цензором Де Горжковски (который, очевидно, узнал о названии от шпионов), который заявил, что он не даст согласия на постановку произведения.

Чтобы не потратить впустую всю работу, Пьяве попытался пересмотреть либретто, и даже был в состоянии взять из него немного для другой оперы Il Duca di Vendome, в которой суверена заменили герцогом, а горбун и проклятие исчезли. Верди был полностью против этого предложенного решения и предпочел вместо этого провести прямые переговоры с цензорами, спорящими по каждому пункту работы.

В этом пункте Бренна, секретарь Фениче, показал австрийцам некоторые письма и статьи, изображающие плохой характер, но большую ценность художника, тем самым, помогая добиться спора. В конце концов, стороны пришли к согласию, что действие оперы должно быть перемещено с королевского двора Франции к герцогству во Франции или Италии, а также должны быть переименованы персонажи. Горбун (первоначально Triboulet) стал Риголетто (от французского rigolo = забавный). Название работы также было изменено.

Для премьеры Верди выбрал – Феличе Вареси на роль Риголетто, молодой тенор Раффаеле Мирате был Герцогом, и Терезина Брамбилла стала Гильдой (хотя, в конечном счете, Верди предпочтет Терезу Де Гиули Борси). Открытие прошло с триумфом, и циничная ария Герцога, "La donna e mobile", стала популярной и следующим утром ее уже пели на улицах. Из-за высокого риска несанкционированного копирования, Верди потребовал максимальную тайну от всех певцов и музыкантов. Мирарте пришлось поклясться за несколько вечеров перед премьерой, что он не будет петь или даже насвистывать мелодию "La donna e mobile".

Акт I:

Герцог увидел неизвестную красотку в церкви, и пожелал обладать ею, но он также желает обольстить Графиню Серпано. Риголетто, горбатый шут Герцога, дразнит мужей леди, и советует Герцогу избавляться от них через тюрьму или смерть. Дворяне, особенно граф Монтероне, дочь которого Герцог опозорил, решил выразить свою месть на Риголетто. Монтероне проклинает Герцога и Риголетто. Думая о проклятии, шут приближается к своему дому и видит убийцу Спарафуциле, который предлагает свои услуги. Горбун открывает дверь в стене и возвращается домой к своей дочери Гильде, которую он скрывает от герцога и остальной части города. Она не знает занятия своего отца и, поскольку он запретил ей появляться публично, она нигде не была кроме церкви.

Когда Риголетто уходит, появляется Герцог и подслушивает Гильду, которая признается своей служанке Джованне, что она чувствует себя виновной в то, что не сказала отцу о студенте, которого она встретила в церкви, и что она любила бы его даже больше, если он был беден. Услышав такое признание, Герцог появляется перед Гильдой.

Позже, враждебные дворяне вне окруженного стеной сада, полагая, что она была любовницей шута, убеждают Риголетто помочь им похитить Графиню Серпано. Он помогает им в их замысле, но они фактически похищают Гильду. Слишком поздно, Риголетто понимает, что он был обманут, и вспоминает проклятие.

Акт II:

Дворяне сообщают Герцогу, что они захватили любовницу Риголетто и, в соответствии с их описанием, он понимает, что это Гильда. Так как Гильда находится во дворце, герцог помчался, чтобы увидеть ее, объявляя, что, наконец, она будет знать правду, и что он бросит свое богатство и положение к ее ногам, поскольку Гильда первая женщина, которую он так пламенно и честно полюбил. Озадаченные странным волнением Герцога, придворные теперь пытаются выяснить у Риголетто, что же все-таки происходит. И, наконец, к общему удивлению, он признает, что это его дочь. Гильда, просит ее отца отослать людей, и признает позор, который она чувствует, узнав о его профессии.

Акт III:

Риголетто заключает сделку с убийцей, который готов убить его гостя за деньги. Риголетто приказывает, чтобы его дочь надела одеяние мужчины, чтобы подготовиться к поездке в Верону, куда он приедет позже. Риголетто предлагает убийце 20 эскудо для того, чтобы убить Герцога. Гильда, которая все еще любит Герцога и, несмотря на знание того, что он неверен, она подслушивает Магдалену, просящую сохранить жизнь Герцога. Гильда решает жертвовать собой и входит в дом. Она была немедленно смертельно ранена и падает в обморок. Когда Риголетто прибывает с деньгами, он получает труп, обернутый в мешке, и радуется своему триумфу. Нагружая это с камнями, он собирается бросить мешок в реку, когда он слышит голос Герцога, поющего арию. Изумленный, он открывает мешок и, к его отчаянию, обнаруживает его смертельно раненную дочь. На мгновение, она встает и объявляет, что она рада умереть для своего возлюбленного.


Читайте также:
Джузеппе Верди

 


© 2007 www.cool-opera.ru